Как решить проблему лифтов не только в Караганде, но и во всей республике, знает Юрий Александрович Николаев - почетный машиностроитель Казахстана, доктор технических наук, профессор. Он создал новое направление в лифтостроении. Это абсолютно безопасный, дешевый и принципиально новый вид грузового и пассажирского транспорта, не требующего строительства специальных шахт и монтажа подъемного оборудования.
“Его” кабина, ни при каких обстоятельствах не может упасть, так как безопасность заложена в самой конструкции. Подсчитано, что обычная замена испорченных, устаревших подъемников в карагандинских жилых домах потребует уйму средств и десятилетия времени. И при этом останется зависимость от импортных производителей, в том числе и относительно запасных частей, а также большой вопрос: как быть с расходами на обслуживание, профилактику и ремонт?
Многим жильцам это не по карману, как, собственно, и приобретение новых лифтов. Пневмолифт - штука весьма экономичная, в 2-3 раза дешевле канатного собрата, а при поточном производстве цена еще снизится.
Производство пневмотранспорта грузоподъемностью до 500 кг не требует сложного оборудования и может осуществляться на действующих ремонтных и машиностроительных заводах без дополнительного их оснащения. К слову, опытно-промышленные образцы грузовых подъемников изготовлены по гранту МИНТ и Фонда науки. Уже есть заказы на изготовление от предприятий Астаны, Актау, других городов. Экономичный способ доставки тяжестей пользуется спросом в детских садах, школах, кафе, на небольших предприятиях. На очереди - реализация бизнес-плана по “перевооружению” жилых многоэтажек.
Когда-то давно, еще в 1965 году, Юрий Александрович досконально изучил многоканатный шахтный подъемник шведского производства и пришел к выводу, что он очень несовершенен. Надо думать, как создать новый, по другому принципу. В то время ему было поручено строительство шахты-гиганта по добыче меди в Жезказгане.
Ее оснащали в основном импортным оборудованием. “Приглашать на монтаж западных специалистов сочли слишком дорогим удовольствием, - вспоминает Ю. Николаев. - Решили: неужели сами не справимся? И справились. Потом нашему управлению было присуждено 2-е место в СССР за создание нового типа шахты, она называлась №55 и всего через полгода вышла на проектную производительность - это был своеобразный рекорд. Кстати, шахта до сих пор работает”.
В общем, современное импортное оборудование у тогда еще молодого инженера восторга не вызвало, наоборот, в голове засела мысль о том, что с помощью таких подъемников черпать богатства из недр - дело разорительное. Так оно и выходит. Сегодня затраты на добычу порой соразмерны со стоимостью самих полезных ископаемых.
Существующий подземный или карьерный транспорт - железнодорожный, конвейерный, автомобильный - эффективен лишь до определенных пределов. Но чем глубже, тем сложнее, а то и вовсе невозможно поднять груз. Между тем все то, что лежало близко к поверхности, давно выбрано, производство диктует необходимость вести разведку и добычу руд и угля на глубине, измеряющейся уже не метрами, а километрами.
Есть выход? Есть, уверяет профессор Николаев. Надо взять большую массу и поднять на нужное расстояние, причем не по серпантину, а по прямой.
На сегодняшний день есть только один пример - в ЮАР извлекают алмазы из 4-километровой шахты с помощью ступенчатого канатного подъемника.
Юрий Николаев канаты отвергает - они путаются, рвутся и в принципе неэффективны. Он разработал скиповые подъемники на сжатом воздухе. С помощью такого транспорта можно добраться до самого пупа Земли. Говорит, для этого по мере продвижения потребуется только секции добавлять.
Еще до перестройки и распада СССР несколько таких подъемников удалось внедрить на карьерах и шахтах области. Потом дело заглохло, а недавно идея обсуждалась в Министерстве индустрии и новых технологий, министр отметил, что она сегодня особенно актуальна. Тем более что Юрий Александрович, несмотря на длительное отсутствие поддержки, продолжал свои исследования.
Разработал теорию, методы расчета и конструкции скиповых пневмоподъемников, создал лабораторию, специализированное предприятие “Пневмоподъем” и Центр экспериментальных исследований. Защитил докторскую. Говорит, что в этом немалая заслуга академика Абылкаса Сагиновича Сагинова: это он в свое время одобрил начатую работу и не позволил опустить руки, когда ей дали от ворот поворот в отраслевых НИИ.
На днях Юрий Александрович отпраздновал свое 75-летие. С 1969 года его судьба тесно связана с “политехом”, но в целом в ней столько значимых событий, что хватило бы не на одну биографию. К примеру, он принимал участие в строительстве 22-й шахты и внедрении на ней впервые в Казахстане проходческого комбайна ПК-3. А после стажировки на Уралмаше на 122-й шахте монтировал и запускал проходческую машину для стволов.
Юрий Николаев стоял у истоков домостроения в Казахстане. Тогда предстояло переселить из землянок и бараков семьи горняков, и институту “Гипрошахтстрой”, где он в то время работал, было поручено партией разработать жилищное строительство. “Это было горячее время, - вспоминает Юрий Александрович, - когда создавались домостроительные комбинаты, заводы ЖБИ и ускоренными темпами строились благоустроенные дома”.
Первые три 80-квартирных дома возле Дворца культуры горняков возводились 8,5 месяца, но вскоре такие же появлялись в течение месяца - их собирали блоками на заводе. Это был дешевый и прогрессивный метод строительства, который помог решить жилищную проблему - люди из убогих строений с земляными полами, где не было света, перебрались в отдельные квартиры с водопроводом и канализацией.
Жизнь этого человека - постоянное изобретательство. “Это страшно интересное дело, - говорит он. - Мысль возникает и заставляет подкорку работать. И вот что бы ты ни делал, это тебе не дает покоя. Зато награда - результат”.
Юрий Николаев - автор более 160 научных трудов, 32 авторских свидетельств СССР и 5 патентов РК. Желаем ему здоровья, творческих успехов и новых изобретений!
Источник: ktech.kz