|
Сегодня лифтовики различают хулиганский и коммерческий вандализм. Коммерческий – это когда злоумышленник в машинном отделении или в подъемной кабине снимает обрамление или детали, содержащие цветной металл, для последующей их сдачи в приёмный пункт. Как показывают расследования, часто поджигают кабины сами жильцы, которые таким образом пытаются ускорить замену износившихся лифтов. В результате только таких действий в среднем за год сгорает более 300 лифтов. Но это лишь капля в море по сравнению с общим количеством разрисованных кабин, разбитых плафонов и выломанных кнопок.
Безусловно, что социально-психологические истоки вандализма лежат весьма глубоко и не являются предметом рассмотрения специалистов лифтовой отрасли. Для них важно, как поставить заслоны этому явлению на технологическом уровне и предотвратить огромный ущерб, который наносят вандалы лифтовому хозяйству.
Практически во всех странах Запада понятие «вандализм» осталось в далёком историческом прошлом и связано с германским племенным союзом, разрушившим Древний Рим. Самое массовое применение антивандальных средств относительно лифтов распространено, пожалуй, только в Канаде. В других же странах порча вертикального транспорта носит, как правило, единичный характер и устраняется значительно проще, чем в России. Так, например, в лифтах Парижа установлены датчики, реагирующие на появление известной влаги. Если датчик зафиксировал внезапно появившуюся сырость, то консьерж просит правонарушителя задержаться до прибытия полиции, а уличённый «вандал» смиренно дожидается расплаты в виде штрафа.
Есть способ, основанный не на репрессивных мерах по отношению к нарушителям, а на технологических новшествах. Это антивандальные кабины. При желании, разумеется, можно испортить и их (нет ничего вечного в предметном мире), но это отнимет у вандала много времени, сил и даже потребует специальных приспособлений. Стенки в антивандальных лифтах изготовлены из металла, иногда покрашенного специальной эмалью с металлическим напылением. Поджечь зажигалкой или процарапать ключами такую поверхность практически невозможно. Кнопки, которые тоже изготовлены из металла и глубоко вмонтированы в огнеупорные коробки, напоминающие сейфы, – не выковырять и отвёрткой. Плафон сделан из трудносгораемого материала, иногда он обрамлён решёткой. Пол – также со специальным покрытием.
Такие лифты несколько лет назад начали устанавливать в наиболее проблемных домах, и результатов действий вандалов стало заметно меньше. Сказать, что эти действия прекратились вообще, было бы преувеличением. Теоретически бороться с коммерческим вандализмом проще – это замена элементов, изготовленных из цветных металлов, на аналогичные элементы из других материалов. Но, как показала практика, такая замена обходится недешево. И вообще, любое решение проблемы имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Для большей объективности мы затронем и вторую.
Казахстанские лифтостроители вынуждены с горечью констатировать, что только из-за вандализма им приходится отказываться от возможности использовать в отделке лифтовых кабин кожу, дерево, современные материалы, как это делают во всём мире. Поэтому наш массовый лифт представляет собой металлическую бочку, а то и камеру одиночного заключения с зарешеченным плафоном.
Но антивандальное исполнение наносит лифту не только эстетический урон, оно усиливает ещё и шумовой эффект. Вибро-шумовые характеристики лифта зависят от работающей лебёдки и передающихся по канату из машинного помещения в кабину лифта всех технических шумов. Металлическая «бочка» антивандального лифта, обладая достаточно высокими акустическими свойствами, на порядок увеличивает силу звука.
Для понижения вибро-шумовых характеристик финская компания KONE ещё в начале 90-х годов прошлого века разработала лифт без машинного помещения Monospace. Лебёдка в этом революционном устройстве находится внутри шахты в так называемом «оголовке». Но стоимость оголовка сегодня равняется примерно стоимости самого лифта.
Та же фирма с недавнего времени начала использовать вместо тросов плоские ремни, состоящие из множества тонких проволочек, вделанных в полиуретановую массу. В России это изобретение забраковали из-за пожарной безопасности: ремни не устойчивы к возгоранию, поскольку полиуретан плавится и стекает вниз, проволочки не выдерживают нагрузки и обрываются.
Впрочем, лифтостроители считают, что сделать механизм абсолютно бесшумным невозможно. Ведь кроме лебёдок, машинного отделения, звукопроводящих тросов существуют и другие факторы, например, штихмус – расстояние между направляющими кабины. Когда дом даёт усадку, направляющие тоже деформируются, а изменение штихмуса даже на миллиметр вызывает скрежет и дёрганье кабины. ня
Из журнала http://www.liftjornal.ru
|