|
Германский пешеходный лифт отчего-то сочетает в названии немецкую фамилию и английский термин??– Schmid Peoplemover (человековоз Шмида). Разработчик – спецподразделение Schmid Gruppe, которое называется Schmid Maschinenbau. Как это работает?
Schmid Peoplemover – это две башни и мост между ними. Вызывают кабину точно так же, как лифт – нажатием кнопки. Двери открываются автоматически, но исключительно в момент полного «приземления» кабины – безопасность прежде всего. 8 человек (или 600 кг) заходят и жмут кнопку «поехали». При движении по вертикали кабина сбалансирована противовесами. Движется Schmid Peoplemover плавно, без дёрганий, толчков и без снижения скорости.
Кабина взмывает, по дуге выходит на горизонталь, по дуге же возвращается в вертикаль, 8 человек выходят. Четырёхполосную трассу лифт преодолевает примерно за полминуты. Скорость: метр в секунду по вертикали, 1,5 метра по горизонтали. Говорят, что ждать зелёного сигнала светофора придётся дольше. То есть напрашивается такой вывод: лифт может стать чуть ли не единственно возможным переходом скоростного шоссе. А у «человековоза» пропускная способность – 720 человек в час в обоих направлениях. Значит, около 100 рейсов за 60 минут. Всего часов 24.
Теперь задаём каверзные вопросы. Зачем такие чудеса, если можно нарисовать «зебру» на асфальте? Нужен ли лифт, когда изобретены подземный и надземный переходы? А ну как застрять в этом Peoplemover’е, да под Новый год? Как быть, если трос оборвётся, а грузовика с матрацами поблизости не будет?
Что ж, осмотрим преимущества. Во-первых, безопасность, безопасность, и ещё раз безопасность. Абсолютно без-о-пас-но. Это Schmid говорит, который пять лет свой лифт разрабатывал. Например, если прерывается подача электроэнергии, лифт автоматически переключается на батареи. Другой пример: пешеходам не угрожают собственная неосторожность и невнимание автолюбителей – они не встречают никаких препятствий. Про лифтёра ничего не сказано. Вероятно, справляется программное обеспечение. Во-вторых, среди нас, говоря политкорректно, люди с ограниченными возможностями – на инвалидных колясках, к примеру. А ещё мамы с детскими колясками. Для тех и других трасса в несколько рядов нередко является непреодолимым препятствием. Короче говоря, во-вторых – это удобство и комфорт для всех.
А ещё можно наладить доставку людей через дорогу сразу в какое-нибудь здание. Магазин, ресторан. Во-третьих, построить Schmid Peoplemover, по словам разработчиков, быстрее (за 2–3 дня) и намного дешевле, чем подземный переход или пешеходный мост. К тому же, лифт занимает меньше места, чем мост. А через железнодорожные пути или, скажем, судоходный канал «зебру» никак не нарисуешь.
По поводу дешевизны-дороговизны судить трудно. Сколько стоит вырыть подземный переход? Бог его знает. А лифт стоит что-то около $?250?000. В-четвертых, лифт через дорогу можно при желании идеально вписать в окружающую среду и архитектурный облик. Гибкий дизайн.
В-последних: хотя в Schmid Peoplemover’е, как в подземном переходе, коммерческих палаток не понаставишь, на его «перекладине» можно размещать баннеры. И дорожные знаки. В общем, в полдень пятницы 7 декабря 2001 года секретарь министерства окружающей среды Стефан Маппус (Stefan Mappus) перерезал красную ленточку и открыл лифт через федеральную трассу номер 132.
Мы можем сколько угодно рассуждать о том, нужен Schmid Peoplemover или нет. Тем временем, германские товарищи, не претендуя на мировое «лифтовое» господство, спокойно ездят себе в кабине над транспортными потоками. Статья предоставлена интернет-журналом о науке и технике MEMBRANA, www.membrana.ru
|